Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Показано 31-45 из 58 сообщений
28.
М. Л.
(20.02.2003 16:55)
0
К докладу С. Маленьких о пушкинском мифе как тексте.
По-моему, странное название. А миф разве уже не текст?
В самом докладе прежде всего смущает легковесность. Что, про пушкинский миф не писал никто? Налицо проблемы с описанием и выделением объекта, который "разрушается" и "деконструируется" в постмодернистских текстах 90-х (даже если и вправду отнести упоминаемые тексты к постмодерну безоговорочно). Если уж говорить о пушкинском мифе, то либо описать его сложившуюся к концу ХХ века структуру более подробно, либо сослаться на того, кто это уже сделал. Ограничиваться перечислением "Лермонтов - Достоевский - Цветаева - Булгаков" недостаточно. "Живого" пушкина тоже не Терц придумал. А Хармс где? И все прочие? Если речь идет о пушкинском мифе, то нужно иметь в виду не только литературные тексты, но и "народного Пушкина".
Цитата из доклада:
"Современная литература, как это давно замечено, насыщена многообразными цитатами, базируется на чужих текстах. Авторы часто пишут свое произведение, отталкиваясь или основываясь на чужом".
Во-первых, это свойство литературы как таковой. Во-вторых, это называется интертекстуальность.
Следующая цитата:
"Однако, в литературе 90 годов все реже встречается ироническая издевка над ними. Они используются как осколок затерянной культуры, отблеск пропавшего совершенства (например, Т. Толстая "Кысь")". В принципе, верно. Но ирония и игра у Толстой с "пушкиным" все равно присутствует. Пушкин у нее -- идол, шестипалый, и проч. Здесь явная амбивалентность, о которой нельзя забывать.
Еще цитата:
"Примечательно, что в русской литературе конца века, особенно в 90 годах, происходит активное освоение не только текстов классической русской литературы XIX века, но и постоянное обращение к биографии отдельных авторов, причем, на наш взгляд, здесь можно говорить о некоторой степени символизации узловых моментов, выстраивании из них определенной модели поведения, модели культуры, и эти элементы свидетельствуют, что мы, в определенной степени, имеем дело с мифом, который, как известно, прежде всего служит образцом для подражания (Мы опираемся здесь на понимание мифа как "изложения сакральной истории, повествующей о событиях, произошедших во времена "начала всех начал", и становящихся моделью для подражания при любом сколько - нибудь значительном проявлении человеческой активности" (с. 57). Одним из таких мифов для русской современной культуры становится, на наш взгляд, фигура и личность Пушкина, факты его жизни и художественные тексты".
Сразу несколько невнятностей. Во-первых, что цитируется -- неясно. Откуда это определение мифа? (Со ссылками на источники в тексте доклада вобще беда). Во-вторых, в "определении" речь идет совсем о другом мифе, к мифу литературному имеющему отношение весьма опосредованное. Если в центре внимания - пушкинский миф, нужно говорить о специфике именно таких образований, как "петербургский миф", "цветаевский миф" и др. Две большие разницы, между прочим. В-третьих, не совсем понятно, каким образом может быть выстроена "модель поведения" с опорой на "узловые моменты" пушкинской жизни. Что имеется в виду? И, наконец, в-четвертых, выстраивание "литературных мифов" - вовсе не черта современной литературы. Все это гораздо раньше возникает, о чем автор и говорит дальше: "Пушкинский миф давно существует в русской культуре".
Вот это: <i>"особую внутреннюю потребность русской культуры в Пушкине, непреодолимую нужду в нем, всеобщую тягу к пушкинскому миру художественной гармонии (...) Пушкин объявляется носителем определенного начала - свободы, гражданственности, отзывчивости"</i> -- извините, пошлость и ерунда. А мифологизация образа Пушкина начинается не с лермонтовского текста, а со слухов и сплетен в современном Пушкину высшем свете, в том числе текстуально сохранившихся.
|
27.
Третья нога
(05.02.2003 09:55)
0
Спасибо профессору Фарино!
|
26.
Филатка
(05.02.2003 09:54)
0
Был на мастер-классе Фарино, мне кажется, что это было здорово, никто не дает такой исследовательской рефлексии как он. Кое-чему я научился и немножко правильно думать. А сам Мастер не выставлялся и это приятно. С Булгаковым мне хотелось бы еще разговора про дневник, а с Дали - про жизнетворческий контекст
|
25.
Странник
(08.01.2002 13:54)
0
Марине - пафос понятен, только если на нем только и останавливаться, то он становится таким же "словоблудием". Хотелось бы в качестве примера прочитать аргументированную критику конкретного "словоблудия", иначе мы все погрязнем в таких упреках и обвинениях на уровне споров в очереди - "А ты кто такой? или - "Сам дурак"
|
24.
Марина
(07.01.2002 00:17)
0
Филологи! "Исследователи" литературы! Каким же словоблудием вы занимаетесь! И насколько честнее по сравнению с вами лингвисты. у них хоть объективность какая-то есть: материал собрали, систематизировали ну и т.д. Грустно мне на вас смотреть и вас читать. Ну, почему, скажите мне, Тынянова читаешь - понимаешь, Лотмана - понимаешь, Гаспарова - понимаешь... Вас же откроешь или послушаешь - страшно становится, насколько можно, оказывается, слова выхолостить! И ведь слова-то все какие - длинные, умные... :)))
|
23.
Татьяна С.
(29.12.2001 18:53)
0
А что Бахтин имел в виду под "живыми социальными оценками"? Про идентичность и развитие согласна. "Детскую психологию" проштудировала, многое понравилось. Аутизм (я же говорила, смеяться будешь) при том, что в данном случае не при чём: если писатель, действительно, забивает филолога в берлогу, мне думается, что этот писатель аутист. Но современные писатели, как мне кажется, не делают этого, и ты сама, вот, пишешь - актуальность социального контекста. Думаю, что если - соц.контекста, то - и филолога. Современный писатель не "задвигает" филолога, но всего лишь бросает ему очередной вызов. Я не вижу здесь принципиального отличия от того, что было раньше. И очень надеюсь, что так и дальше будет. Короче, я тоже против пафоса и - за твои дальнейшие находки. А за уже представленные - ещё раз спасибо.
|
22.
М.Л.
(26.12.2001 22:00)
0
Полемика по поводу доклада о современной литературе есть еще вот здесь:
http://www.livejournal.com/talkread.bml?itemid=17521709
и вот здесь:
http://www.livejournal.com/talkread.bml?itemid=17574608&nc=4
|
21.
Марина
(17.12.2001 23:15)
0
Вопрос не в том, что НАМ с ней делать, а в том, - что ЕЙ делать с нами, бедолагами?
|
20.
Татьяна С.
(15.12.2001 18:09)
0
М.Бахтин не объёмнее. Просто ты так воодушевлённо всех на свалку отправляешь, а я, как БОМЖ со свалки всё к себе в подвал тащу. Нет, не за тем, чтобы огонёк развести. Просто потому что, чтобы скинуть со счетов Бахтина, равно как и постмодернистов, стоит, наверное, обзавестись уверенностью, что мы это делаем не для изобретения уже изобретённого ими. Позволь цитату: "В основу настоящего анализа положено убеждение, что всякое литературное произведение внутренне, имманентно социологично. В нём скрещиваются живые социальные силы, каждый элемент его формы пронизан живыми социальными оценками. Поэтому и чисто формальный анализ должен брать каждый элемент художественной структуры как точку преломления живых социальных сил..." и т.п. Это отживший своё М.М.Бахтин ("Проблемы творчества Достоевского" - Киев, 1994. - С.9). Мы, конечно, должны быть прогрессивными, всё верно, но и, тем не менее, не всё новое означает, что старое уже никуда не годится. Я за поиск смежных областей, но против одной только социологии. Б.Дубин - умница, спору нет. Но есть у меня одно подозрение. Не идём ли мы на поводу у этой самой современной литературы. Современный писатель демонстративно не оставляет пространства филологу. А почему, собственно, он (писатель) должен мне что-то оставлять? А почему я как филолог должна хвататься за то, что он мне оставил? А что, Блок что ли хотел стать достояньем доцента? К слову сказать, кто хотел, тот чаще всего и не становился - здесь важен момент взаимной провокации.Что значит "и модернизм, и Пушкин успешно исследуются, основываясь только на "литературном ряде"? На сколько мне известно, ни тот, ни другой не успешно. Хорошо, совр. литератор сам пишет автокомментарии и чуть ли исследования о себе. Почему я на веру должна признать их адекватность с точки зрения научной? Машуня, я сейчас слово одно произнесу, знаю, ты смеяться будешь, но произнесу. АУТИЗМ. Можно ещё конкретнее, пользуясь терминами сексопатологии... Почему нет? А потому что, если автор не игнорирует читателя/зрителя/социокультурный контекст, значит он не игнорирует и академического филолога, как бы и ни старался выражать своё к филологу презрение. Я против того, что бы увлекаться этим "Крысоловом", когда он подсовывает мне свои мнимые ключики, лживые подсказки и уже ставшие избитыми аллюзии. Но я против и того, что бы довольствоваться той нишей, которую он мне отводит или якобы отводит. Новый историзм - это здорово, но это НЕ ВСЁ. Я против "мира" с литераторами, я за динамику взаимоотношений. Мне не столь дорога моя идентичность как филолога, сколько моё развитие как филолога.
Забыла в первом отклике уточнить, что реплика об авторах к Дмитр.Воденникову не относится. Он славный. А что это, за "старый текст" такой, о котором ты говоришь "Страннику"? Уж ни пушкинский ли?
Ответ: Ну Таня, ну надо все же разграничивать - что Бахтин имел в виду под "живыми социальными оценками"-то? Социология литературы не об этом. Старое годится. Только годится в данном случае - Тынянов, а вовсе не герметичный Бахтин, который к современной литературе вовсе не приложим.
На поводу у современной литературы мы пойдем, если будем выяснять степень достоверности (адекватности) комментариев в тексте к самому тексту. И запутаемся окончательно, чего она, собственно, и добавается. И я не предлагаю хвататься за то, что оставляет филолог писателю. Вовсе нет. И я не призывала забиваться в нишу, которую нам оставили. Я говорила о том, что нам вобще ничего не оставили :). И поэтому надо выбраться из берлоги, в которую мы сами себя загнали, и "воспарить".
Развитие невозможно без идентичности: см. детскую психологию. При чем тут аутизм - не совсем поняла, может быть, все же объяснишь?
Опять же не совсем ясно - ты считаешь, что по Пушкину и модернистам нет хороших работ? Есть, и блестящие. И только на литературном ряде. Вполне успешно исследуются. Назвать?
"Старый текст" - имелось в виду традиционное филологическое понимание текста - вербального письменного текста прежде всего.
Я процитирую свой ответ в полемике по поводу этого доклада, происходившей в другой области интернета:
"Собственно пафос заключался в следюущем: максимально расширив понятие текста и включив в него не только литературу (вместе с другими видами искусства), но и историю, политику, массовую культуру и пр., уже эту культурную систему и исследовать с помощью - филологических отработанных методик (но все же не Бахтина). То есть это не бегство филолога в изучение древнерусской литературы, а экспансия его вовне".
|
19.
Татьяна С.
(15.12.2001 12:44)
0
Марие Александровне сердечная признательность и просьба извинить за проявленное нетерпение. Хотя в своём нетерпении, мне кажется, я была права, поскольку представленные тезисы гораздо интереснее, чем многое из предложенного к анализу материала (да простят меня авторы). Моё ретроградное сознание не совсем только уловило, почему современную литературу не надо изучать, если сам автор доклада собственно тем и занят, что изучает её. Двумя руками подпишусь под тезисами об актуальности социокультурного контекста (хотя моё ретроградное сознание интересуется, а когда "центр тяжести" текста находился не за пределами текста? В модернизме? У Пушкина? У Аввакума?). Я против того, чтобы всё последующее литературоведение методологически ограничивалось только "Автором и героем..." М.Бахтина, но без него всё становится как-то плоско. Нет, понятно, конечно, что современная художественная парадигма во многом и ориентирует на плоскость, но так ли уж однозначно? А если только архивировать, то мы уже точно не будем филологами. Мы будем библиотекарями. А об этом Бодрийар уже говорил. Кстати, особое спасибо за "псевдо-актуальность философов постмодерна". Без них, действительно, легче дышится.
Ответ: Танюш, спасибо. Но! Не совсем ясно, что ты имеешь в виду под "плоскостью". И чем Бахтин объемнее? Если мы будем архивировать, мы будем историками литературы. Материал-то собирать кто будет? Пушкин, что ли? Он насобирает, пожалуй... Хотя и пытается.
И Пушкин, и модернизм успешно исследуются (ну, в принципе), основываясь только на "литературном ряде". Хотя это не очень интересно. А материал современной литературы такой подход подрубает на корню. Он сам очень умный материал. И увлекает за собой филологов, как Крысолов. Понятно, куда :)
|
18.
Странник
(15.12.2001 11:15)
0
Любой текст - структурированное сообщение или - источник информации, он организован, обладает свойствами и своими закономерностями (то, что можно называть литературной/поэтической/художественной/ прочей системностью. Это достаточно банальные посылки, но они распространяются и на тексты современной литературы. Так почему же мы должны отказываться от анализа и интерпретации и ограничиваться только чтением, архивированием, описанием только контекста? Акционизм, перформативность, автосемиотизация, автомифологизация как свойства современного авторского производства все-таки не уничтожают путь к описанию и интерпретации поэтики и структуры текста
Ответ: Да, не уничтожают. Только текст больше не равен "старому тексту": "...вместо диахронического текста, образуемого автономным историко-литературным рядом, здесь рассматривается синхронический текст, образуемый общей культурной системой" (Луи Монроз).
|
17.
Zitan
(14.12.2001 16:45)
0
Солидарируюсь с предшественницей. Огорчён неуважением к публике. Если уж так дразняще формулируете тему доклада, почему бы не поделиться хотя бы его тезисами? Или Вы планируете прямой эфир в Интернет?
Ответ: Пардон, пардон. Сейчас все будет. Вот кофию выпью - и сразу будет!
|
16.
Татьяна С.
(14.12.2001 16:10)
0
На самом деле, любопытно было бы узнать, что же нам предлагается Марией Александровной делать с современной литературой. Машунь, где доклад-то? Прислала бы хоть пару строк по e-mail, у меня хоть и температура, а интерес к миру ещё не пропал. Не будь жадиной!
Ответ: Татьяна Олеговна, айн момент :) Поправляйся давай!
|
15.
Наташа
(14.12.2001 15:01)
0
По поводу совр. лит. Ответ: читать...
Ответ: Очень правильно! Собственно, об этом и речь.
|
14.
Erzy Faryno
(09.12.2001 20:10)
0
etot seminar - luchschee, chego ja ne videl esche golosuju sa nego i budu prodolzat' v nem uchastvovat/
|
|
|
|